Устройство блискунова для удлинения длинных костей

Классификация по МПК: A61B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2334484
Дата публикации: 
Суббота, Сентябрь 27, 2008
Начало действия патента: 
Пятница, Февраль 14, 2003

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии. Изобретение обеспечивает сокращение времени проведения операции и снижение травматизма за счет повышения надежности устройства при работе в имплантированном состоянии при действии силовых нагрузок. Устройство содержит наружный и внутренний цилиндрический выдвижной полый, соединенные телескопически, корпуса, которые выполнены с выступом и пазом. Во внутреннем корпусе выполнены сквозные отверстия под фиксирующие винты. В стенке наружного корпуса выполнено резьбовое отверстие, в которое установлен винт-кронштейн, содержащий опорную и резьбовую винтовую части, храповой механизм и телескопический раздвижной шток-привод. Храповой механизм соединен с наружным корпусом и включает ведущее храповое колесо с храповыми зубьями, содержащее корпус, ведомое храповое колесо с зубьями, содержащее корпус, стопорное храповое колесо, ходовой винт, размещенный изнутри корпусов, соединенный резьбовым соединением с внутренним выдвижным полым корпусом и выполненный с хвостовиком фигурного некруглого сечения для взаимодействия с аналогичным фигурным отверстием, выполненным в корпусе ведомого храпового колеса, упорное кольцо для ходового винта, которое выполнено монолитно с наружным корпусом. Телескопический раздвижной шток-привод включает корпус и шток, выполненный с возможностью перемещения в корпусе и соединенный с одной стороны проушинами через ось с пальцем, а с другой стороны соединенный через шар шарнирного соединения с ведущим храповым колесом храпового механизма, который в свою очередь соединен с наружным корпусом байонетным соединением. В корпусе ведущего храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец. Ведущее храповое колесо содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы, выполненные в корпусе ведущего храпового колеса, элементы крепления втулки к корпусу ведущего храпового колеса и пружину, расположенную во втулке, с другой стороны в которой выполнены торцевые храповые зубья. С одной стороны на торце корпуса ведомого храпового колеса выполнены храповые зубья для взаимодействия с храповыми зубьями втулки ведущего храпового колеса, с другой стороны корпуса ведомого храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец. Ведомое храповое колесо также содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы корпуса ведомого храпового колеса, элементы крепления втулки ведомого храпового колеса к корпусу ведомого храпового колеса, пружину, которая расположена также и в этой втулке, с другой стороны которой также выполнены торцевые храповые зубья, причем их направление противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса. Стопорное храповое колесо выполнено в виде стопорной втулки, которая с одного торца имеет храповые зубья для взаимодействия с втулкой ведомого храпового колеса, а со второго торца имеет выступ под паз, который выполнен в упорном кольце для ходового винта, выполненного монолитно с наружным корпусом. Выступ наружного корпуса выполнен в виде полупризматической шпонки, три боковые стороны которой имеют плоские поверхности, а на внешней поверхности четвертой боковой стороны, которая соответствует внутренней поверхности наружного корпуса, расположены выступы цилиндрической формы, выполненные монолитно со шпонкой и с возможностью вхождения их в сквозные отверстия в наружном корпусе. Высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса. В пазах корпусов храповых колес выполнены дополнительные углубления замкнутого контура. В выступах втулок храповых колес выполнены отверстия. Элементы крепления втулок храповых колес к корпусам храповых колес представляют собой штифты, которые установлены в отверстия выступов и которые входят в выполненные дополнительные углубления пазов с возможностью свободного перемещения втулок относительно корпусов. Ось резьбовой винтовой части смещена относительно оси опорной части винта-кронштейна на 0,5-0,8 мм. На наружном корпусе в области резьбового отверстия, в который установлен винт-кронштейн, выполнен выступ. В пальце, соединенном через ось со штоком, выполнены со стороны последнего бурт и торцевое отверстие, в которое завинчена пластина под проушины с отверстием под ось, и выполнено сквозное резьбовое поперечное отверстие под блокировочный винт гребня подвздошной кости. 12 ил.


Изобретение относится к медицине, в частности, к хирургическим устройствам для лечения опорно-двигательного аппарата остеосинтезом.

Предшествующий уровень техники

Известен аналог изобретения - устройство для удлинения длинных костей (патент Украины 34990А, 15.03.2001). Устройство содержит наружный и внутренний выдвижной полый цилиндрические корпуса, соединенные телескопически, выполненные с выступом и пазом. Во внутреннем корпусе выполнены сквозные отверстия под фиксирующие винты. В стенке наружного корпуса выполнено резьбовое отверстие, в которое установлен винт-кронштейн. Винт-кронштейн состоит из опорной части, в которой выполнено поперечное сквозное резьбовое отверстие под стопорный винт, и из резьбовой винтовой части, оси которых соосны. Устройство содержит храповой механизм, соединенный с наружным корпусом и включающий ведущее храповое колесо с храповыми зубьями, которое содержит корпус, ведомое храповое колесо с зубьями, которое содержит корпус, стопорное храповое колесо, ходовой винт, который размещен изнутри корпусов, соединен резьбовым соединением с внутренним выдвижным полым корпусом и выполнен с хвостовиком фигурного некруглого сечения для взаимодействия с аналогичным фигурным отверстием, которое выполнено в корпусе ведомого храпового колеса, упорное кольцо для ходового винта, выполненное монолитно с наружным корпусом, телескопический раздвижной шток-привод с шаром, который содержит корпус и шток, выполненный с возможностью перемещения в корпусе и соединенный с одной стороны проушинами через ось с пальцем, на который в свою очередь навинчены гайка с упором, шайбой и контргайкой, а с другой стороны соединенный через шар шарнирного соединения с ведущим храповым колесом храпового механизма, который в свою очередь соединен с наружным корпусом байонетным соединением, в корпусе ведущего храпового колеса на его поверхности выполнены несквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведущее храповое колесо содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы, выполненные в корпусе ведущего храпового колеса, элементы крепления втулки к корпусу ведущего храпового колеса и пружину, расположенную во втулке, с другой стороны которой выполнены торцевые храповые зубья, с одной стороны на торце корпуса ведомого храпового колеса выполнены храповые зубья для взаимодействия с храповыми зубьями втулки ведущего храпового колеса, с другой стороны корпуса ведомого храпового колеса на его поверхности выполнены несквозные по длине и глубине пазы, выходящие в торец, ведомое храповое колесо также содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы корпуса ведомого храпового колеса, элементы крепления втулки ведомого храпового колеса к корпусу ведомого храпового колеса, пружину, которая расположена также и в этой втулке, с другой стороны которой также выполнены торцевые храповые зубья, причем их направление противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса, стопорное храповое колесо выполнено в виде стопорной втулки, которая с одного торца имеет храповые зубья для взаимодействия со втулкой ведомого храпового колеса, а с другого торца имеет выступы под паз, который выполнен в упорном монолитном кольце наружного корпуса. Выступ наружного корпуса выполнен в виде полупризматической шпонки, три боковые стороны которой имеют плоские поверхности, а на внешней поверхности четвертой боковой стороны, которая соответствует внутренней поверхности наружного корпуса, расположены выступы цилиндрической формы, которые выполнены монолитно со шпонкой и с возможностью вхождения их в сквозные отверстия во внешнем корпусе, высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса. В пазах корпусов храповых колес выполнены дополнительные углубления замкнутого контура, в выступах втулок храповых колес выполнены отверстия, элементы крепления втулок храповых колес к корпусам храповых колес являются штифтами, которые установлены в отверстия выступов и которые входят в выполненные дополнительные углубления пазов с возможностью свободного перемещения втулок относительно корпусов.

Признаками ближайшего аналога, совпадающими с существенными признаками изобретения, в устройстве для удлинения длинных костей являются: наружный и внутренний цилиндрический выдвижной полый, соединенные телескопически, корпуса, которые выполнены с выступом и пазом, во внутреннем корпусе выполнены сквозные отверстия под фиксирующие винты, в стенке наружного корпуса выполнено резьбовое отверстие, в которое установлен винт-кронштейн, который содержит опорную и резьбовую винтовую части, храповый механизм, который соединен с наружным корпусом и включает ведущее храповое колесо с храповыми зубьями, которое содержит корпус, ведомое храповое колесо с зубьями, которое содержит корпус, стопорное храповое колесо, ходовой винт, который размещен изнутри корпусов, соединенный резьбовым соединением с внутренним выдвижным полым корпусом и выполненный с хвостовиком фигурного некруглого сечения для взаимодействия с аналогичным фигурным отверстием, которое выполнено в корпусе ведомого храпового колеса, упорное кольцо для ходового винта, которое выполнено монолитно с наружным корпусом, телескопический раздвижной шток-привод с шаром, который содержит корпус и шток, выполненный с возможностью перемещения в корпусе и соединенный с одной стороны проушинами через ось с пальцем, а с другой стороны соединенный через шар шарнирного соединения с ведущим храповым колесом храпового механизма, который в свою очередь соединен с наружным корпусом байонетным соединением, в корпусе ведущего храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведущее храповое колесо содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы, которые выполнены в корпусе ведущего храпового колеса, элементы крепления втулки к корпусу ведущего храпового колеса и пружину, расположенную во втулке, с другой стороны которой выполнены торцевые храповые зубья, с одной стороны на торце корпуса ведомого храпового колеса выполнены храповые зубья для взаимодействия с храповыми зубьями втулки ведущего храпового колеса, с другой стороны корпуса ведомого храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведомое храповое колесо также содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы корпуса ведомого храпового колеса, элементы крепления втулки ведомого храпового колеса к корпусу ведомого храпового колеса, пружину, которая расположена также и в этой втулке, с другой стороны которой также выполнены торцевые храповые зубья, причем их направление противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса, стопорное храповое колесо выполнено в виде стопорной втулки, которая с одного торца имеет храповые зубья для взаимодействия с втулкой ведомого храпового колеса, а с другого торца имеет выступ под паз, который выполнен в упорном кольце для ходового винта, выполненного монолитно с наружным корпусом, выступ наружного корпуса выполнен в виде полупризматической шпонки, три боковые стороны которой имеют плоские поверхности, а на внешней поверхности четвертой боковой стороны, которая соответствует внутренней поверхности наружного корпуса, расположены выступы цилиндрической формы, которые выполнены монолитно со шпонкой и с возможностью вхождения их в сквозные отверстия во внешнем корпусе, высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса, в пазах корпусов храповых колес выполнены дополнительные углубления замкнутого контура, в выступах втулок храповых колес выполнены отверстия, элементы крепления втулок храповых колес к корпусам храповых колес являются штифтами, которые установлены в отверстия выступов и которые входят в выполненные дополнительные углубления пазов с возможностью свободного перемещения втулок относительно корпусов.

Однако описанное выше устройство имеет следующие недостатки.

Установка стопорного винта в поперечное резьбовое отверстие опорной части обусловлена необходимостью предотвратить самовывинчивание винта-кронштейна при действии переменных динамических нагрузок, которые возникают при удлинении конечности. Для его установки необходимо выполнить канал в вертельной области кости на передней и задней ее поверхностях. Установить стопорный винт можно только с помощью специального кондуктора, так как инструмент для выполнения поперечного отверстия в кости входит под углом к кривой поверхности, что может привести к отклонению инструмента. На все эти действия во время операции необходимо дополнительное время.

Таким образом, на ограниченном участке кости в его вертельной области выполняются три отверстия, размещенные в одной плоскости, что, безусловно, ослабляет кость в указанном сечении.

Незначительная толщина стенки наружного корпуса в месте выполнения резьбового отверстия, в который устанавливается винт-кронштейн, не обеспечивает достаточной прочности резьбового соединения винта-кронштейна с наружным корпусом.

Во время операции палец (по конструкции аналога, то есть с навинченной гайкой с упором, шайбой и контргайкой) вставляют в сквозное отверстие подвздошной кости, предварительно выполнив отслоение мягких тканей с внешней поверхности кости. Для фиксации пальца выполняют завинчивания гайки на внутренней поверхности подвздошной кости, для чего отслаивают мягкие ткани с внутренней поверхности кости. Такое отслоение является травматическим, при этом существует возможность повреждения брюшины.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Задачей изобретения является усовершенствование устройства для удлинения длинных костей, в котором за счет конструктивных особенностей обеспечивается повышение его надежности при работе в имплантированном состоянии при действии силовых нагрузок, сокращение времени проведения операции и снижение травматизма при имплантации устройства.

Поставленная техническая задача решается тем, что устройство для удлинения длинных костей содержит наружный и внутренний цилиндрические выдвижные полые, соединенные телескопически, корпуса, которые выполнены с выступом и пазом, во внутреннем корпусе выполнены сквозные отверстия под фиксирующие винты, в стенке наружного корпуса выполнено резьбовое отверстие, в которое установлен винт-кронштейн, содержащий опорную и резьбовую винтовую части, храповой механизм и телескопический раздвижной шток-привод, причем храповой механизм соединен с наружным корпусом и включает ведущее храповое колесо с храповыми зубьями, содержащее корпус, ведомое храповое колесо с зубьями, содержащее корпус, стопорное храповое колесо, ходовой винт, размещенный изнутри корпусов, соединенный резьбовым соединением с внутренним выдвижным полым корпусом и выполненный с хвостовиком фигурного некруглого сечения для взаимодействия с аналогичным фигурным отверстием, выполненным в корпусе ведомого храпового колеса, упорное кольцо для ходового винта, которое выполнено монолитно с наружным корпусом, телескопический раздвижной шток-привод включает корпус и шток, выполненный с возможностью перемещения в корпусе и соединенный с одной стороны проушинами через ось с пальцем, а с другой стороны соединенный через шар шарнирного соединения с ведущим храповым колесом храпового механизма, который в свою очередь соединен с наружным корпусом байонетным соединением, в корпусе ведущего храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведущее храповое колесо содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы, выполненные в корпусе ведущего храпового колеса, элементы крепления втулки к корпусу ведущего храпового колеса и пружину, расположенную во втулке, с другой стороны в которой выполнены торцевые храповые зубья, с одной стороны на торце корпуса ведомого храпового колеса выполнены храповые зубья для взаимодействия с храповыми зубьями втулки ведущего храпового колеса, с другой стороны корпуса ведомого храпового колеса на его поверхности выполнены не сквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведомое храповое колесо также содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы корпуса ведомого храпового колеса, элементы крепления втулки ведомого храпового колеса к корпусу ведомого храпового колеса, пружину, которая расположена также и в этой втулке, с другой стороны которой также выполнены торцевые храповые зубья, причем их направление противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса, стопорное храповое колесо выполнено в виде стопорной втулки, которая с одного торца имеет храповые зубья для взаимодействия с втулкой ведомого храпового колеса, а со второго торца имеет выступ под паз, который выполнен в упорном кольце для ходового винта, выполненного монолитно с наружным корпусом, выступ наружного корпуса выполнен в виде полупризматической шпонки, три боковые стороны которой имеют плоские поверхности, а на внешней поверхности четвертой боковой стороны, которая соответствует внутренней поверхности наружного корпуса, расположены выступы цилиндрической формы, выполненные монолитно со шпонкой и с возможностью вхождения их в сквозные отверстия в наружном корпусе, высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса, в пазах корпусов храповых колес выполнены дополнительные углубления замкнутого контура, в выступах втулок храповых колес выполнены отверстия, элементы крепления втулок храповых колес к корпусам храповых колес представляют собой штифты, которые установлены в отверстия выступов и которые входят в выполненные дополнительные углубления пазов с возможностью свободного перемещения втулок относительно корпусов, ось резьбовой винтовой части смещена относительно оси опорной части винта-кронштейна на 0,5-0,8 мм, на наружном корпусе в области резьбового отверстия, в который установлен винт-кронштейн, выполнен выступ, в пальце, соединенном через ось со штоком, выполнены со стороны последнего бурт и торцевое отверстие, в которое завинчена пластина под проушины с отверстием под ось, и выполнено сквозное резьбовое поперечное отверстие под блокировочный винт гребня подвздошной кости.

Между совокупностью существенных признаков изобретения и достигаемым техническим результатом существует следующая причинно-следственная связь.

Смещение осей опорной части и резьбовой винтовой части винта-кронштейна на величину 0,5-0,8 мм обеспечит самоблокировку от вывинчивания винта-кронштейна. Если смещение меньше 0,5 мм, оно не гарантирует от вывинчивания винт-кронштейн, если смещение больше 0,8 мм, возникают трудности при монтаже-демонтаже винта-кронштейна в кости из-за недостаточного пространства.

Выполнение на внешнем корпусе со стороны резьбового отверстия, в которое устанавливается винт-кронштейн, выступа (утолщения) обеспечит достаточную толщину стенки корпуса на месте резьбового отверстия. Костномозговая полость в верхней проксимальной части кости конечности, где будет расположен наружный корпус, имеет физиологическое расширение, поэтому выступ допустим.

Использование конструкции пальца, соединенного через ось со штоком, выполненного сборным, с буртом и торцевым отверстием, в которое завинчена пластина под проушины с отверстием под ось, и со сквозным резьбовым поперечным отверстием под блокировочный винт гребня подвздошной кости позволит снизить травматизм операции. Гребень подвздошной кости легко определяется при пальпации, для установления блокировочного винта достаточно выполнить разрез кожи и высверлить отверстие в гребне.

Отмеченные признаки повышают надежность устройства при его работе в имплантированном состоянии.

Краткое описание чертежей

Изобретение проиллюстрировано графическим материалом, где:

на фиг.1 изображен общий вид устройства в разрезе;

на фиг.2 - сечение А-А фиг.1;

на фиг.3 - сечение В-В фиг.1;

на фиг.4 - сечение С-С фиг.1;

на фиг.5 - фрагмент ведущего храпового колеса;

на фиг.6 - полупризматическая шпонка;

на фиг.7 - вид А фиг.6;

на фиг.8 - ведомое храповое колесо;

на фиг.9 - вид В фиг.8;

на фиг.10 - стопорное храповое колесо (стопорная втулка);

на фиг.11 - вид С фиг.10;

на фиг.12 - схема имплантации устройства.

Вариант осуществления

Устройство содержит наружный корпус 1, в котором смонтирован храповой механизм, содержащий ведущее храповое колесо 2 в сборе, ведомое храповое колесо 3 в сборе, стопорное храповое колесо 4, выдвижной внутренний корпус 5. Подвижное соединение выступ-паз между наружным 1 и внутренним выдвижным 5 телескопическими корпусами выполнено таким образом, что расположенная с внутренней стороны стенки наружного корпуса 1 полупризматическая шпонка 6 (выступ) взаимодействует с пазом 7 внутреннего корпуса 5. Ведущее храповое колесо 2 содержит корпус 8, соединенный с одной стороны шарнирным соединением 9 с телескопическим штоком-приводом 10 и байонетным соединением 11 - с наружным корпусом 1, а с другой стороны (см. фиг.5) с пружиной 12, с втулкой 13 и двумя штифтами 14. Корпус 8 имеет шесть не сквозных по длине и глубине пазов 15, которые выходят в торец 16, в которые с подвижной посадкой входят шесть выступов 17 втулки 13 (см. фиг.2). Причем в двух противоположных пазах 15 корпуса 8 выполнены дополнительные углубления 18 замкнутого контура, в которые входят штифты 14 с возможностью подвижного взаимодействия втулки 13 с корпусом 8 и удержания их в сборе за счет буртиков 19 корпуса 8. Втулка 13 со стороны, противоположной выступам 17, имеет храповые зубья 20 для взаимодействия с зубьями 21 ведомого храпового колеса 3, причем направление храповых зубьев ведомого храпового колеса противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса (см. фиг.8). Ведомое храповое колесо 3 содержит корпус 22, пружину 23 и втулку 24 с двумя штифтами 25. Корпус 22 с одной стороны имеет храповые зубья 21, а с другой стороны шесть пазов 26, выполнение которых аналогично решению пазов 15 в корпусе 8 ведущего храпового колеса 2. Корпус 22 ведомого храпового колеса 3 соединен с хвостовиком 27 ходового винта 28, который расположен также изнутри корпусов 1, 5, 8 и втулок 4, 13, 24 в некруглом фигурном отверстии 29. Конструктивное решение втулки 24 с двумя штифтами 25 аналогичное решению втулки 13, она также имеет шесть выступов 30, которые входят в пазы 26, в двух противоположных пазах 26 также выполнены дополнительные углубления 31, в которые входят штифты 25. С противоположной стороны втулка 24 имеет храповые зубья 32, которые взаимодействуют с зубьями 33 стопорного храпового колеса 4 и имеют между собой противоположное направление (см. фиг.8, 9, 10, 11). Стопорное храповое колесо 4 выполнено в виде втулки, которая с одной стороны имеет храповые зубья 33, а с другой стороны выступы 34 цилиндрической формы выполнены монолитно со шпонкой 36 и имеют возможность вхождения в сквозные отверстия 35 в наружном корпусе, при этом высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса 1. Резьбовая часть 37 ходового винта 28 имеет резьбовое соединение с резьбовым участком 38 внутреннего корпуса 5, длина которого соответствует рассчитанному удлинению кости. На фиг.6 изображена полупризматическая шпонка 6, преимущество конструкции которой в том, что за счет увеличения количества ее выступов 39 можно упрочить механические характеристики шпонки 6, не снижая при этом стойкости стенки корпуса 1 к силовым нагрузкам. Монтаж такой шпонки 6 с внутренней стороны стенки корпуса 1 позволит заключить ее в замкнутое пространство между стенкой наружного корпуса 1 и пазом 7 выдвижного внутреннего корпуса 5, что снимает проблему ее надежного закрепления. Шток 40 штока-привода 10, который выполнен с возможностью перемещения в корпусе 41, через ось 42 соединен с пальцем 43, выполненным с буртом 44 и торцевым отверстием, в которое завинчена пластина 45 под проушины 46. В пальце 43 выполнено сквозное резьбовое поперечное отверстие под блокировочный винт 47 гребня подвздошной кости. Шток 40 соединен резьбовым соединением 48 с шаром 49 шарнирного соединения 9. Закрепление корпуса 1 к проксимальному костному отломку 50 (см. фиг.12) осуществляют винтом-кронштейном 51, имеющим резьбовую часть 52 и опорную часть 53. Смещение осей резьбовой 52 и опорной 53 частей винта-кронштейна 51 на величину 0,5-0,8 мм обеспечивает самоблокировку от отвинчивания винта-кронштейна 51. Закрепление корпуса 5 к дистальному костному отломку 54 осуществляют фиксирующими винтами 55 и 56, которые введены в отверстие корпуса 5. На наружном корпусе 1 со стороны резьбового отверстия, в которое устанавливается винт-кронштейн 51, выполнен выступ (утолщение) 57 для обеспечения достаточной толщины стенки корпуса 1.

Храповой механизм устройства работает следующим образом.

При повороте ведущего храпового колеса 2 против часовой стрелки (если смотреть со стороны телескопического штока-привода 10) на угловое расстояние храпового механизма за счет сцепления зубъев 20 и 21 будет одновременно поворачиваться ведомое храповое колесо 3, передавая вращение ходовому винту 28 через соединение некруглого профиля 29 (см. фиг.3). В это время втулка 24, выполняя функцию собачки, перескакивает своими зубьями 32 через зубья 33 стопорной втулки 4.

При повороте ведущего храпового колеса 2 по часовой стрелке выполняется холостой ход, при котором втулка 13, выполняя функции храповой собачки, перескакивает своими зубьями 20 через зубья 21 корпуса 22 ведомого храпового колеса 3. В это время стопорная втулка 4, взаимодействуя зубьями 33 с зубьями 32 втулки 24, удерживает ведомое храповое колесо 3 от поворота. При такой схеме взаимодействия составных частей храпового механизма силовые нагрузки, которые действуют на устройство, не могут повредить безотказность его работы.

Преимущество конструкции шпонки 6, изображенной на фиг.6, 7, в том, что за счет увеличения количества выступов 39 можно рассчитать необходимые ее механические характеристики, не снижая при этом стойкости стенки корпуса 1 силовым нагрузкам. Монтаж такой шпонки 6 с внутренней стороны стенки корпуса 1 позволяет расположить ее в замкнутом пространстве между стенкой наружного корпуса 1 и пазом 7 внутреннего корпуса 5, что снимает проблему ее надежного закрепления.

Во время операции пациента кладут на бок так, чтобы конечность, которую будут оперировать, была согнута в коленном и тазобедренном суставах. Над большим вертелом и над крылом подвздошной кости выполняют разрезы мягких тканей. Сверлом, диаметр которого соответствует внешнему диаметру корпуса 1, сквозь большой вертел высверливают канал в костномозговой полости бедренной кости на глубину, которая необходима для установки всего устройства. Любым известным способом осуществляют остеотомию (разрезание кости), после чего получают два костных отломка: проксимальный 50 и дистальный 54. Отломок 54 фиксируют к внутреннему корпусу 5 винтами 55, 56, а в отломке 50 сверлят два взаимно перпендикулярных отверстия под винты 51 и 52. Внутрь бедренной кости заводят устройство, сквозь кортикальный слой бедренной кости в корпус 1 завинчивают винт 51. Затем между большим и средним седалищными мышцами проводят телескопический шток-привод, высверливают поперечное отверстие в крыле подвздошной кости, вставляют у него палец 43, выполненный с буртом 44 и торцевым отверстием, в которое завинчена пластина 45 под проушины 46. Через ось 42 палец 43 соединяют с корпусом 42. Выполняют разрез на коже над гребнем подвздошной кости, просверливают в кости отверстие, соосное поперечному отверстию в пальце 43, через которое он фиксируется блокировочным винтом 47. Раны зашивают. В послеоперационном периоде после снятия швов больному предлагают повернуть ногу вокруг длинной оси бедра сначала в одну (внутрь), а потом в другую (наружу) сторону. Количество зубьев в храповых колесах 2, 3 и во втулке 4 - по восемнадцать, а угол срабатывания - 20.

При повороте бедра внутрь (рабочий код) телескопический шток-привод 10 через шарнирное соединение 9 возвращает ведущее храповое колесо 2 на угол срабатывания и через зубья 20 его втулки 13 передает крутящий момент на зубце 21 корпусу 22 ведомого храпового колеса 3. Ведомое храповое колесо 3 через соединение некруглого фигурного сечения хвостовика 27 и отверстия 29 передает крутящий момент на ходовой винт 28. В это время втулка 24 ведомого храпового колеса 3, исполняя роль подпружиненной собачки, перескакивает своими зубьями 32 через зубья стопорного храпового колеса 4.

При повороте бедра наружу (холостой ход) образованный силовой контур (ходовой винт 28, выдвижной корпус 5, стопорное колесо 4, ведомое храповое, колесо 3) фиксирует корпус 22 ведомого храпового колеса 3 от осевого смещения относительно хвостовика 27 ходового винта 28, а зубья 20 втулки 13 ведущего храпового колеса 2 перескакивают через зубья 21 корпуса 22 ведомого храпового колеса 3 и тем самым втулка 13 заходит в зацепление для очередного рабочего хода. При такой кинематической схеме храпового механизма корпус ведомого храпового колеса 22 силами трения постоянно является зафиксированным от осевого смещения как во время рабочего, так и во время холостого хода храпового механизма. Функции перемещения выполняются втулками 13 и 24, смонтированными вне зоны действия силового контура.

Количество пар поворотов за сутки выбирают в зависимости от темпа удлинения и шага резьбовой части 37 ходового винта 28. Если темп удлинения 1 мм в сутки, шаг резьбы 1 мм, то в сутки необходимо выполнить 18 пар поворотов. После удлинения на рассчитанную длину, например 10 см, которая соответствует длине резьбового участка 38 корпуса 5, телескопический шток-привод 10 может быть удален. Для этого в области крыла подвздошной кости выполняют разрез до 2-3 см, разъединяют соединения пальца 43 телескопического штока-привода 10 с блокировочным винтом 47 и пластиной 45 и вывинчивают шток 40 с шаром 49. После созревания дистракционного регенерата (когда образованная в результате удлинения костная мозоль окрепнет до плотности кости) устройство удаляется из кости как обычный внутрикостный фиксатор, для чего удаляют фиксирующие винты 51, 52, 55, 56 и выполняют разрез в области большого вертела.

Формула изобретения

Устройство для удлинения длинных костей, содержащее наружный и внутренний цилиндрический выдвижной полый соединенные телескопически корпуса, которые выполнены с выступом и пазом, во внутреннем корпусе выполнены сквозные отверстия под фиксирующие винты, в стенке наружного корпуса выполнено резьбовое отверстие, в которое установлен винт-кронштейн, содержащий опорную и резьбовую винтовую части, храповой механизм и телескопический раздвижной шток-привод, отличающееся тем, что храповой механизм соединен с наружным корпусом и включает ведущее храповое колесо с храповыми зубьями, содержащее корпус, ведомое храповое колесо с зубьями, содержащее корпус, стопорное храповое колесо, ходовой винт, размещенный изнутри корпусов, соединенный резьбовым соединением с внутренним выдвижным полым корпусом и выполненный с хвостовиком фигурного некруглого сечения для взаимодействия с аналогичным фигурным отверстием, выполненным в корпусе ведомого храпового колеса, упорное кольцо для ходового винта, которое выполнено монолитно с наружным корпусом, телескопический раздвижной шток-привод включает корпус и шток, выполненный с возможностью перемещения в корпусе и соединенный с одной стороны проушинами через ось с пальцем, а с другой стороны соединенный через шар шарнирного соединения с ведущим храповым колесом храпового механизма, который, в свою очередь, соединен с наружным корпусом байонетным соединением, в корпусе ведущего храпового колеса на его поверхности выполнены несквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведущее храповое колесо содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы, выполненные в корпусе ведущего храпового колеса, элементы крепления втулки к корпусу ведущего храпового колеса и пружину, расположенную во втулке, с другой стороны в которой выполнены торцевые храповые зубья, с одной стороны на торце корпуса ведомого храпового колеса выполнены храповые зубья для взаимодействия с храповыми зубьями втулки ведущего храпового колеса, с другой стороны корпуса ведомого храпового колеса на его поверхности выполнены несквозные по длине и глубине пазы, которые выходят в торец, ведомое храповое колесо также содержит втулку, в которой с одной стороны выполнены торцевые выступы под пазы корпуса ведомого храпового колеса, элементы крепления втулки ведомого храпового колеса к корпусу ведомого храпового колеса, пружину, которая расположена также и в этой втулке, с другой стороны которой также выполнены торцевые храповые зубья, причем их направление противоположно направлению храповых зубьев втулки ведущего храпового колеса, стопорное храповое колесо выполнено в виде стопорной втулки, которая с одного торца имеет храповые зубья для взаимодействия с втулкой ведомого храпового колеса, а со второго торца имеет выступ под паз, который выполнен в упорном кольце для ходового винта, выполненного монолитно с наружным корпусом, выступ наружного корпуса выполнен в виде полупризматической шпонки, три боковые тороны которой имеют плоские поверхности, а на внешней поверхности четвертой боковой стороны, которая соответствует внутренней поверхности наружного корпуса, расположены выступы цилиндрической формы, выполненные монолитно со шпонкой и с возможностью вхождения их в сквозные отверстия в наружном корпусе, высота выступов шпонки соответствует толщине стенки наружного корпуса, в пазах корпусов храповых колес выполнены дополнительные углубления замкнутого контура, в выступах втулок храповых колес выполнены отверстия, элементы крепления втулок храповых колес к корпусам храповых колес представляют собой штифты, которые установлены в отверстия выступов и которые входят в выполненные дополнительные углубления пазов, с возможностью свободного перемещения втулок относительно корпусов, ось резьбовой винтовой части смещена относительно оси опорной части винта-кронштейна на 0,5-0,8 мм, на наружном корпусе в области резьбового отверстия, в который установлен винт-кронштейн, выполнен выступ, в пальце, соединенном через ось со штоком, выполнены со стороны последнего бурт и торцевое отверстие, в которое завинчена пластина под проушины с отверстием под ось, и выполнено сквозное резьбовое поперечное отверстие под блокировочный винт гребня подвздошной кости.