Устройство для завинчивания гаек клеммных болтов промежуточных рельсовых скреплений

Классификация по МПК: E01B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2341606
Дата публикации: 
Суббота, Декабрь 20, 2008
Начало действия патента: 
Четверг, Июнь 28, 2007

Изобретение относится к области механизации работ в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта и может быть использовано при замене инвентарных рельсов плетьми бесстыкового пути, а также при подтяжке гаек в эксплутационных условиях. Устройство для завинчивания гаек клеммных болтов промежуточных рельсовых скреплений включает в себя смонтированные на раме гайковерты с торцовыми ключами, содержащими вертикально расположенные ролики, и зондирующие местоположение гаек элементы. На раме у каждого гайковерта установлен поворотный рычаг, на нижнем конце которого смонтированы распорные кулаки, расположенные по обе стороны от головки рельса вдоль его шейки. Длина опорной части распорного кулака соответствует размеру стороны клеммы, расположенной вдоль рельса, а ширина в плане - размеру между прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой и шейкой рельса. Техническим результатом является обеспечение завинчивания гаек клеммных болтов с прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой. 5 ил.


Предлагаемое изобретение относится к области механизации работ в путевом хозяйстве железнодорожного транспорта и может быть использовано при замене инвентарных рельсов плетьми бесстыкового пути, а также при подтяжке гаек в эксплутационных условиях.

Известны различные устройства для завинчивания гаек, такие как, например, по а.с.659681 СССР, М кл. Е01В 29/28. Устройство для отвертывания и завертывания элементов крепления рельсо-шпальной решетки железнодорожного пути; а.с.958569 СССР, М кл. Е01В 29/28. Устройство для отвинчивания и завинчивания элементов промежуточного крепления рельсового звена; а.с.1046378 СССР, М кл. Е01В 29/28. Устройство для завинчивания и отвинчивания элементов промежуточного крепления рельсового звена; а.с.1193201 СССР, М кл. Е01В 29/28. Устройство для отвинчивания и завинчивания гаек рельсового скрепления; а.с.1285104 СССР, М кл. Е01В 29/28. Машина для закрепления клеммных и закладных болтов железнодорожного пути; а.с.1416590 СССР, М кл. Е01В 29/28. Устройство для заворачивания гаек клеммных болтов при сборке звеньев железнодорожного пути; пат. РФ 2149234, М кл. Е01В 29/28. Устройство для отвинчивания гаек промежуточного рельсового скрепления железнодорожного пути; пат.2213823. М кл. Е01В 29/28. Устройство для завинчивания и отвинчивания гаек промежуточного рельсового скрепления железнодорожного пути и описанные в книге «Шуруповерт типа ШВ1», Приокский ЦНТИ, Тула, 1970 г. Всем этим устройствам присущи следующие недостатки:

- износ контактирующих поверхностей торцевых ключей и гаек, так как надевание ключа на гайку производится при вращающемся шпинделе;

- сдвижка клеммы от реборды подкладки в сторону рельса;

- разворот клеммы на некоторый угол.

Все эти недостатки усугубляются при работе с помощью гайковертов ПМГ, используемых в путевом хозяйстве, так как надевание ключа на гайку производится при сравнительно больших оборотах шпинделя с ключом в сторону рельса из-за принятой кинематики движения (Теклин В.Г., Рисник Н.Б., Деревянец А.Н. Путевой моторный гайковерт (устройство, эксплуатация, ремонт). - М.: Учебно-методический кабинет по образованию на железнодорожном транспорте МПС РФ, 1996. - 314с.).

Известно устройство для отвинчивания и завинчивания крепежных элементов промежуточного рельсового скрепления по пат. РФ 2043451, МКИ Е01 В 29/28 (принято за прототип), позволяющее надевание ключа на гайку при невращающемся шпинделе, и следовательно, не происходит соударения ключа с гайкой и износ контактирующих поверхностей. Устройство содержит смонтированные на портальной раме гайковерты с торцовыми ключами, установленными на шпинделях с возможностью перемещения вдоль них силовыми цилиндрами и включающими в себя корпус, на торцовой поверхности каждого из которых равномерно по окружности имеются гнезда, в которых установлены подпружиненные цилиндрические ролики. Недостатком устройства является сдвижка клеммы от реборды подкладки в сторону рельса, в основном, в зависимости от того, как клемма была установлена. Разворот клеммы предопределен самим вращением гайки при завинчивании. Как показали проведенные исследования (Определение параметров и рациональных конструкций путевых гайковертных агрегатов: автореферат дис.канд. техн. наук./Скрипачев И.Ф. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 161с.), все положения клеммы, кроме положения прижатой клеммы к внутренней стороне реборды подкладки, неустойчивы и при вибрации, при прохождении подвижного состава, клемма сползает до упора в реборду. Усилие в резьбе в этом случае может уменьшиться вполовину. Очевидно, что именно поэтому в технологическом процессе укладки рельсов бесстыкового пути предусматривается повторная затяжка клеммных болтов при скреплении типа КБ (Технические указания по устройству, укладке и содержанию бесстыкового пути. - М.: Транспорт, 2000).

Техническим результатом предлагаемого устройства для завинчивания гаек клеммных болтов промежуточных рельсовых скреплений является обеспечение завинчивания гаек клеммных болтов с прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой. Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для завинчивания гаек клеммных болтов промежуточных рельсовых скреплений, включающем в себя смонтированные на раме гайковерты с торцовыми ключами, содержащими вертикально расположенные ролики, и зондирующие местоположение гаек элементы, на раме у каждого гайковерта установлен поворотный рычаг, на нижнем конце которого смонтированы распорные кулаки, расположенные по обе стороны от головки рельса вдоль его шейки, при этом длина опорной части распорного кулака соответствует размеру стороны клеммы, расположенной вдоль рельса, а ширина в плане - размеру между прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой и шейкой рельса.

Размещение в устройстве у каждого гайковерта поворотного рычага, на нижнем конце которого смонтированы распорные кулаки, расположенные по обе стороны от головки рельса вдоль его шейки, при длине опорной части распорного кулака, соответствующей размеру стороны клеммы, расположенной вдоль рельса, а ширине в плане - размеру между прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой и шейкой рельса, позволяет при завинчивании гаек клеммных болтов устранить зазор между ножкой клеммы каждого болта и внутренней стороны реборды подкладки, обеспечивая завинчивание гаек клеммных болтов с прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой, что исключает сдвижку клеммы от реборды подкладки в сторону рельса при прохождении подвижного состава и таким образом исключается необходимость повторной затяжки клеммных болтов.

Фиг.1 - показано предлагаемое устройство, вид сбоку;

фиг.2 - показано предлагаемое устройство, вид в плане;

Фиг.3 - элементы скрепления рельса и распорные кулаки с частью рычага в поднятом положении;

Фиг.4 - элементы скрепления рельса и распорные кулаки с частью рычага в опущенном положении;

Фиг.5 - вид на распорный кулак в плане.

Устройство содержит раму 1 с ходовыми колесами 2 для перемещения по рельсам 3 обрабатываемого пути. На раме 1 устройства над каждой рельсовой нитью пути для завинчивания гаек 4 клеммных болтов смонтированы двухшпиндельные гайковерты 5. На каждом шпинделе 6 гайковерта 5 размещена головка торцового ключа 7. На раме 1 у каждого гайковерта 5 установлен поворотный рычаг 8, закрепленный на оси 9. Верхний конец рычага 8 снабжен силовым приводом (на чертеже не показан) или рукояткой 10 (для работы вручную). При повороте рычага 8 вокруг оси 9 обеспечивается поднятие или опускание нижнего конца рычага, который выполнен в виде вилки, несущей распорные кулаки 11, расположенные по обе стороны от головки рельса 3 вдоль его шейки 12. Распорный кулак 11 имеет в профиле и плане скошенные поверхности: скос 13 - для заводки его между ножкой 14 клеммы и шейкой 12 рельса 3, скос 15 - для упора в шейку 12 рельса и скос 16 - для взаимодействия с выступом 17 ножки 14 клеммы при опускании нижнего конца рычага 8. Длина участка 18 распорного кулака 11 соответствует длине ножки 14 клеммы, а ширина Н равна расстоянию между шейкой 12 рельса и выступом 17 ножки 14 клеммы, прижатой к внутренней стороне 19 реборды 20 подкладки 21 без зазора Δ.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

Гайковерты 5 устройства устанавливаются над очередной шпалой. После установки головки ключа 7 над гайкой 4 ходом вниз шпинделя 6 торцовый ключ 7 надевается на гайку 4 при невращающемся шпинделе 6. При перемещении устройства к очередной шпале рычаги 8 установлены таким образом, что каждый распорный кулак 11 находится выше выступа 17 ножки 14 клеммы. При подходе к клемме распорные кулаки 11 с помощью скоса 13 заводятся между ножкой 14 клеммы и шейкой 12 рельса, а после остановки, команду на которую дают зондирующие элементы (на чертеже не показаны), рычаги 8 поворачиваются вокруг оси 9 с помощью рукояток 10 при работе вручную или силовым приводом (не показан), нижний конец каждого рычага 8 опускается и распорные кулаки 11, скользя скосами 15 по шейке 12 рельса, отжимают скосами 16 клеммы через выступы 17, прижимая клемму к внутренней стороне 19 реборды 20 подкладок 21, ликвидируя зазоры Δ. После этого гайки 4 завинчиваются. По окончании процесса завинчивания гаек 4 рычаги 8 поворачивают с помощью рукояток 10 (или силовым приводом), распорные кулаки 11 поднимаются и занимают положение выше выступов 17 ножек 14 клемм, а устройство перемещается по рельсам 3 к следующей шпале.

Формула изобретения

Устройство для завинчивания гаек клеммных болтов промежуточных рельсовых скреплений, включающее в себя смонтированные на раме гайковерты с торцовыми ключами, содержащими вертикально расположенные ролики, и зондирующие местоположение гаек элементы, отличающееся тем, что на раме у каждого гайковерта установлен поворотный рычаг, на нижнем конце которого смонтированы распорные кулаки, расположенные по обе стороны от головки рельса, вдоль его шейки, при этом длина опорной части кулака соответствует размеру стороны клеммы, расположенной вдоль рельса, а ширина в плане - размеру между прижатой к внутренней стороне реборды подкладки клеммой и шейкой рельса.