Стрелочный перевод

Классификация по МПК: E01B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2525943
Дата публикации: 
Среда, Август 20, 2014
Начало действия патента: 
Пятница, Январь 18, 2013

Изобретение относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта, в частности к стрелочным переводам. В конструкции железнодорожного стрелочного перевода предусмотрено изготовление сквозного окна в утолщенном сечении шейки рамного рельса. Предусмотренный на остряке выступ позволяет выталкивать через окно появляющиеся препятствия в виде снега, льда или мелких камней. Внутри окна рамного рельса могут располагаться опоры, что дополнительно повысит прочность сечения рельса. Достигается повышение надежности и стабильности работы стрелочного перевода в зимнее время. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.


Изобретение относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта, в частности, к стрелочным переводам, работа которых особенно в зимнее время должна быть стабильной, надежной, так как связана с безопасностью следования железнодорожных составов.

Известные конструкции и способы повышения надежности работы стрелочных переводов в основном связаны с системами передвижения и видами остряков, а также с устройствами обогрева зон расположения стрелочных переводов на железнодорожных путях. Например, патент РФ по стрелке стрелочного перевода №2097467, Е01В 007/02 заявка №96109734, 1991 г.; или аналогичный патент на полезную модель РФ №87678 по заявке 2009123379 от 19.06.2009 г.; или но патенту РФ на крестовину для рельсового пересечения №2410481 от 20.10.2011 и др. Недостатком таких решений является то, что они в основном предлагают либо некоторые частные конструктивные усовершенствования по отдельным элементам стрелочного перевода, либо предлагают электрический обогрев в основном зоны расположения остряков и рамных рельсов. Однако ни то, ни другое не является эффективным, в частности при снегопаде, по затратам электрической энергии, не устраняют с пути перемещения остряков фрагментов балласта, кусков щебня и пр. Известны также и другие технические решения по стрелочным железнодорожным переводам. Например, патент №2395637, опубликованный 27.07.2010; изобретение СССР №1703754 от 17.01.90; SU 1837026, 30.08.1993; US 005620156 Л от 1997; RU 2369676 от 15.02.2008; №122392 (патент па полезную модель) от 31.07.2012 и другие, в которых отсутствуют механические технические решения, предотвращающие, в частности, беспрепятственное удаление мелкого щебня, льда и снега из зоны примыкания остряка к рамному рельсу.

Наиболее близким техническим решением по отношению к заявленному является патент РФ класса Е01В 7/00 но заявке №981201891/28 от 03.11.1998 «Стрелочный перевод». В нем использован электрический привод с рабочей тягой для перемещения пары остряков железнодорожных рельсов для переключения движения поезда на прямой или ответвленный путь.

Однако и в этом техническом решении присутствуют вышеназванные недостатки, что не гарантирует надежную работу системы передвижки остряков как в зимний период, так и в другие времена года.

Задача изобретения - повышение надежности работы стрелочного перевода как в зимнее время, так и в иные сезоны года в случае попадания в него снега, льда, небольших камней или щебня на пути перемещения остряков к рамным рельсам.

Технический результат достигается тем, что изменены конструктивные схемы исполнения как рамного рельса, так и остряка. В частности, для рамного рельса предусмотрено выполнение сквозного окна в усиленном по прочности варианте сечения шейки рельса, через которое обеспечивается свободное выталкивание возможных препятствий (снега, льда, камней) для обеспечения беспрепятственного и плотного примыкания остряка к рамному рельсу при переключении стрелочного перевода.

В конструкции остряка предусмотрен фасонный выступ, который может при перемещении входить в сделанное в рамном рельсе окно, выталкивая в наружную сторону рельсовой колеи перечисленные препятствия, мешающие в типовых вариантах нормальной работе стрелочного железнодорожного перевода.

Перечень фигур, поясняющих суть предлагаемого изобретения. Фиг.1, а, б, в - общий вид (а) и фрагменты (б) и (в). На Фиг.1 обозначено:

1 - головка рамного рельса;

2 - шейка рельса стандартного (пунктирный контур, идущий сверху вниз);

3 - стенка окна в шейке рамного рельса;

4 - окно сквозное в шейке рамного рельса;

5 - остряк;

6 - выступ фасонный остряка;

7 - «нос» выступа фасонного остряка, выходящий наружу из окна шейки рамного рельса при поджатии остряка к рамному рельсу.

На Фиг.1б обозначено:

1 - головка рамного рельса;

3 - стенка окна в шейке рамного рельса;

4 - окно сквозное в шейке рамного рельса;

8 - опора внутри окна 4 сквозного в шейке рамного рельса.

На Фиг.1в обозначено:

5 - остряк (фрагмент);

8 - опора внутри окна 4 сквозного в шейке рамного рельса (само окно не показано);

9 - паз фасонный в остряке как ответная часть к опоре 8.

В статике стрелочный перевод может быть как в открытом положении, так и в замкнутом, что является типовым состоянием для подобных систем.

Принцип действия изобретения состоит в том, что при попадании в зону примыкания остряка 5 к головке рамного рельса 7 (или к самому рельсу) препятствий в виде снега, кусочков льда или мелких камней перемещающийся стандартным приводом остряк своим фасонным выступом 6 и «носом» 7 неизбежно выталкивает возникшие препятствия наружу из межрельсового пространства. За счет беспрепятственного перемещения остряка в сторону к рамному рельсу гарантируется их надежное взаимное соприкосновение/замыкание. Это обеспечивает повышение надежности работы стрелочного перевода в любое время года. Дополнительные опоры 8 могут устанавливаться в сделанных окнах рамных рельсов только в тех случаях, когда динамические нагрузки от большегрузных и высокоскоростных проходящих поездов могут создавать чрезмерно большие напряжения, опасные для сохранения прочности данной конструкции, хотя изначально предусмотрено существенное увеличение толщины сечения шейки рамного рельса до безопасных величин при наличии в ней сделанного окна 4. Заостренная конфигурация опор 8, ориентированная в направлении к подвижному остряку 5, имеющему ответные фасонные пазы 9, облегчает беспрепятственное удаление возможных вышеперечисленных препятствий из зоны примыкания остряка к рамному рельсу.

Уклоны на части выступа 6 фасонного остряка 5 и общая конфигурация таковы, что благодаря сделанным уклонам с них снег и камушки будут сползать вниз в сторону окна 4 и «носа» 7 выступа фасонного остряка. При его замыкании с рамным рельсом все инородные фрагменты из снега, льда или мелких камней будут свободно выталкиваться наружу рельсовой колеи через окно 4, сделанное в утолщенной стенке 3 шейки рамного рельса.

Практическая полезность предложения состоит в обеспечении значительно большей надежности работы стрелочного перевода в любое время года за счет автоматического (без участия человека) удаления возможных препятствий при его эксплуатации.

Потенциально, подобное конструктивное усовершенствование может быть по своей сути использовано и на других стрелочных переводах, например для рельсовых трамвайных путей.

Формула изобретения

1. Стрелочный перевод, содержащий остряк и рамный рельс, отличающийся тем, что рамный рельс имеет в утолщенной шейке сквозное окно, а остряк имеет фасонный выступ, размеры которого несколько меньше размеров сделанного окна, при этом в разомкнутом по отношению к рамному рельсу положению «нос» выступа остряка частично находится в окне рамного рельса.

2. Стрелочный перевод по п.1, отличающийся тем, что внутри окна рамного рельса для дополнительного повышения прочности сечения рельса могут располагаться опоры, заостренная часть которых направлена в межрельсовое пространство, а выступ фасонного остряка при этом по отношению к опорам имеет соответствующие ответные углубления.