Нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления

Классификация по МПК: E01B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2514543
Дата публикации: 
Воскресенье, Апрель 27, 2014
Начало действия патента: 
Среда, Сентябрь 19, 2012

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и предназначено для сопряжения рельса с элементами анкерного рельсового скрепления. Нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления содержит объединенные в единую конструкцию верхнюю 1 и нижнюю 2 вертикальные полки, а также нарельсовую полку 3. Нижняя 2 и нарельсовая 3 полки облегают подошву рельса 8. Нарельсовая полка выполнена в виде отдельного элемента, сопряженного с верхней 1 и нижней 2 вертикальными полками с возможностью перемещения в вертикальном направлении и поворота относительно оси, параллельной продольной оси симметрии рельса 8. Сопряжение нарельсовой полки с объединенными в единую конструкцию верхней 1 и нижней 2 вертикальными полками выполнено в виде разъемного замкового соединения. Нарельсовая полка 3 выполнена с двумя консольными выступами 11, концы которых выполнены в виде U-образных пружинных элементов 12. В объединенных в единую конструкцию верхней 1 и 2 нижней вертикальных полках выполнено окно 13 с вертикальной перемычкой 14. U-образные пружинные элементы 12 введены в окно 13 по разные стороны от вертикальной перемычки 14, при этом высота окна 13 превышает толщину нарельсовой полки 3. В результате уменьшается интенсивность и неравномерность износа нарельсовой изолирующей прокладки анкерного рельсового скрепления и благодаря этому повышается ее долговечность. 1 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути и предназначено для сопряжения рельса с элементами анкерного рельсового скрепления.

Известна нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления, выполненная в форме трехполочного элемента с облегающими подошву рельса нижней вертикальной и боковой полками и верхней вертикальной полкой, препятствующей касанию нарельсовой части клеммы головки анкера, на которой выполнен выступ, размещаемый между кронштейнами головки анкера, имеющей сопряжение боковой и верхней вертикальных полок по радиусу; верхняя полка выполнена с протяженностью, обеспечивающей контакт с радиальным участком нарельсовой части клеммы, и имеет скосы по краям в области, контактирующей с радиальным участком (RU 74395 U1).

Данное технического решение имеет довольно сложную геометрию, что затрудняет его изготовление.

Известна также аналогичная нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления, выполненная в форме трехполочного элемента с объединенными в единую конструкцию верхней, нижней и нарельсовой полками; подошву рельса облегают верхняя и нарельсовая полка; на верхней полке, препятствующей касанию прямолинейной нарельсовой части клеммы головки анкера, выполнен выступ, размещаемый между кронштейнами головки анкера (RU 2309215 C1).

Такая прокладка является более простой в сравнении с описанным выше аналогом, при этом обеспечивает практически тот же самый технический результат.

Устройство RU 2309215 C1 принято в качестве прототипа настоящего изобретения.

Недостатком прототипа является следующее. Под действием нагрузки подрельсовая прокладка сжимается и деформируется, вследствие чего рельс смещается вниз. При этом между нарельсовой полкой и подошвой рельса образуется зазор. Под действием пружинной клеммы на нарельсовую изолирующую прокладку действует момент силы, стремящийся повернуть ее в сторону рельса. В результате этого на первом этапе происходит усиленный прижим нижней вертикальной полки прокладки к боковой поверхности подошвы рельса, с одной стороны, и к нижней части головки анкера, с другой стороны. Происходит интенсивный износ нижней вертикальной полки прокладки в местах ее контакта с подошвой рельса и головкой анкера. В результате этого износа прокладка поворачивается в сторону рельса, и нарельсовая полка прокладки прижимается нижним углом к верхней поверхности подошвы рельса, что является причиной износа нижней поверхности нарельсовой полки. В результате интенсивного и неравномерного износа указанных выше зон прокладки рельс смещается относительно первоначального проектного положения, что обусловливает отклонение ширины колеи от заданного значения, что может послужить причиной схода рельсового транспорта с пути.

Задачей настоящего изобретения является уменьшение интенсивности и неравномерности износа нарельсовой изолирующей прокладки анкерного рельсового скрепления и повышение тем самым ее долговечности.

Согласно изобретению в нарельсовой изолирующей прокладке анкерного рельсового скрепления, содержащей объединенные в единую конструкцию верхнюю и нижнюю вертикальные полки, а также нарельсовую полку, при этом нижняя и нарельсовая полки облегают подошву рельса, нарельсовая полка выполнена в виде отдельного элемента, сопряженного с верхней и нижней вертикальными полками с возможностью перемещения в вертикальном направлении и поворота относительно оси, параллельной продольной оси симметрии рельса; сопряжение нарельсовой полки с объединенными в единую конструкцию верхней и нижней вертикальными полками выполнено в виде разъемного замкового соединения, при этом нарельсовая полка выполнена с двумя консольными выступами, концы которых выполнены в виде U-образных пружинных элементов; в объединенных в единую конструкцию верхней и нижней вертикальных полках выполнено окно с вертикальной перемычкой; U-образные пружинные элементы введены в окно по разные стороны от вертикальной перемычки, при этом высота окна превышает толщину нарельсовой полки.

Заявителем не выявлены какие-либо технические решения, идентичные заявленному, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «Новизна».

Благодаря реализации отличительных признаков изобретения обеспечивается постоянный плоскостной контакт нижней поверхности нарельсовой полки с верхней поверхностью подошвы рельса; кроме того, исключается вертикальное воздействие клеммы на полки, которые сохраняют свое вертикальное положение и не стремятся повернуться в сторону рельса, как это имеет место в техническом решении, принятом в качестве прототипа. Благодаря этому не происходит дополнительного усиленного прижима нижней вертикальной полки к боковой поверхности подошвы рельса, с одной стороны, и к нижней части головки анкера, с другой стороны. Таким образом, значительно уменьшаются интенсивность износа и его неравномерность, и предотвращается смещение рельса относительно первоначального проектного положения.

Заявителем не выявлены источники информации, в которых содержались бы сведения о влиянии отличительных признаков изобретения на достигаемый технический результат, что обусловливает соответствие изобретения критерию «Изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где изображено:

на фиг.1 - поперечный разрез анкерного рельсового скрепления;

на фиг.2 - узел А на фиг.1 в увеличенном масштабе;

на фиг.3 - вид сверху на фиг.1;

на фиг.4, 5 - прокладка в аксонометрических проекциях;

на фиг.6 - вид по стрелке Б на фиг.5;

на фиг.7 - вид нарельсовой полки по стрелке В на фиг.5;

на фиг.8 - вид верхней и нижней вертикальных полок по стрелке Г на фиг.5;

на фиг.9 - состояние прокладки при воздействии нагрузки;

на фиг.10 - положение прокладки, выполненной согласно прототипу, на начальном этапе ее износа под нагрузкой;

на фиг.11 - положение прокладки, выполненной согласно прототипу, на конечном этапе ее износа под нагрузкой;

на фиг.12 - изношенная прокладка, выполненная согласно прототипу; черным цветом обозначены зоны износа.

Нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления содержит объединенные в единую конструкцию верхнюю 1 и нижнюю 2 вертикальные полки и нарельсовую полку 3. Анкерное рельсовое скрепление содержит анкер 4 с головками 5 анкера, пружинную клемму 6 и регулятор 7 напряжения клеммы 6. Нарельсовая полка 3 выполнена в виде отдельного элемента, сопряженного с верхней 1 и нижней 2 вертикальными полками с возможностью перемещения в вертикальном направлении и поворота относительно оси, параллельной рельсу 8. Нижняя полка 2 и нарельсовая полка 3 облегают подошву 9 рельса 8. Рельс 8 установлен на амортизирующей подрельсовой прокладке 10. В конкретном примере нарельсовая изолирующая прокладка выполнена из полиоксиметилена марки М90, Китай. Прокладка 10 выполнена из термоэластопласта. Сопряжение нарельсовой полки 3 с верхней 1 и нижней 2 вертикальными полками с возможностью перемещения в вертикальном направлении и поворота выполнено в виде разъемного замкового соединения, при этом нарельсовая полка 3 выполнена с двумя консольными выступами 11, концы которых выполнены в виде U-образных пружинных элементов 12. В объединенных в единую конструкцию верхней 1 и нижней 2 вертикальных полках выполнено окно 13 с вертикальной перемычкой 14. U-образные пружинные элементы 12 введены в окно 13 по разные стороны от перемычки 14. Высота окна 13 превышает в 1,5-2 раза толщину нарельсовой полки 3.

Под действием нагрузки на рельс 8 прокладка 10 сжимается, при этом она может неравномерно деформироваться. Рельс 8 и его подошва 9 соответственно опускаются и поворачиваются относительно оси, параллельной рельсу 8. Нарельсовая полка 3 перемещается под действием клеммы в окне 13 вниз, а также поворачивается, сохраняя контакт своей нижней плоскости с верхней наклонной поверхностью подошвы 9. Поскольку нарельсовая полка 3 отделена от полок 1, 2, на полки 1, 2 не передается усилие от клеммы 6, и они сохраняют вертикальное положение, не испытывая дополнительного прижима к подошве 9 рельса 8, с одной стороны, и анкеру 4 с головками 5, с другой стороны.

В результате значительно уменьшаются как интенсивность, так и неравномерность износа нарельсовой изолирующей прокладки анкерного рельсового скрепления и в 3-4 раза повышается ее долговечность.

Прокладка изготовлена ООО «Апри», Санкт-Петербург из известного материала с использованием заводского оборудования; изобретение соответствует условию патентоспособности «Промышленная применимость».

Формула изобретения

1. Нарельсовая изолирующая прокладка анкерного рельсового скрепления, содержащая объединенные в единую конструкцию верхнюю и нижнюю вертикальные полки, а также нарельсовую полку, при этом нижняя и нарельсовая полки облегают подошву рельса, отличающаяся тем, что нарельсовая полка выполнена в виде отдельного элемента, сопряженного с верхней и нижней вертикальными полками с возможностью перемещения в вертикальном направлении и поворота относительно оси, параллельной продольной оси симметрии рельса.

2. Нарельсовая изолирующая прокладка по п.1, отличающаяся тем, что сопряжение нарельсовой полки с объединенными в единую конструкцию верхней и нижней вертикальными полками выполнено в виде разъемного замкового соединения, при этом нарельсовая полка выполнена с двумя консольными выступами, концы которых выполнены в виде U-образных пружинных элементов, в объединенных в единую конструкцию верхней и нижней вертикальных полках выполнено окно с вертикальной перемычкой, U-образные пружинные элементы введены в окно по разные стороны от вертикальной перемычки, при этом высота окна превышает толщину нарельсовой полки.