Настольная развивающая игра

Классификация по МПК: A63F

Патентная информация
Патент на полезную модель №: 
69410
Дата публикации: 
Четверг, Декабрь 27, 2007
Начало действия патента: 
Среда, Июнь 27, 2007

Данная полезная модель относится к области развивающих логических игр и предназначена для широкого возрастного контингента играющих, начиная с детей 8 лет и кончая взрослыми людьми. Это достигнуто в предложенной игре, содержащей набор из 24 игровых фишек типа домино с соотношением длин сторон в фишке 2:1, при этом информационная поверхность каждой фишки разделена на три зоны в виде равнобедренных треугольников, а шесть типов игровых символов размещены на фишках в соответствии с определенной закономерностью. Вариантом игры является выполнение игровых символов 1-6 на фишках в виде окраса зон соответственно в красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый, темно-голубой и фиолетовый цвета, что существенно повышает различительные средства фишек и игровой ситуации в целом. Новыми существенными качествами предлагаемой игры являются: - 24 игровые фишки, составляющие их полный комплект; - размещение 6 игровых символов по зонам так, что символы на малых треугольниках фишки являются соседними с символом на большом треугольнике в кольце символов, где символы 6 и 1 соседние; - наличие в комплекте игры нескольких типов досок, на которые в игре кладутся фишки. По мнению автора, предложенная игра, являющаяся простой, технологичной конструкцией, позволяет, как показало ее тщательное

апробирование, достигать высокого игрового и обучающего результата для широкой возрастной аудитории играющих. В настоящее время автором проводится работа по промышленному освоению игры.



Данная полезная модель относится к области развивающих логических игр и предназначена для широкого возрастного спектра играющих, начиная с восьмилетнего возраста и кончая взрослыми людьми.

В настоящее время, несмотря на широкое развитие электронных развивающих игр, в мире по-прежнему популярны механические развивающие игры, которые, решая основные задачи, не ухудшают зрение, добавочно развивают координацию рук и осуществляют игровое общение в реальной обстановке, что очень важно.

В развивающих играх, кроме их логической сложности, существенным фактором является развитие у играющих быстроты принятия решений, поэтому конструкции игр должны учитывать этот важный фактор.

Если происходящее на игровом поле представляет собой красочное зрелище, это, во-первых, усиливает привлекательность игры и, во-вторых, создает для играющих благоприятный психологический фон. Поэтому, при прочих равных условиях, конструкции игр, учитывающие этот эстетический фактор, предпочтительнее.

Известна настольная игра домино [1], в которой играющие, используя нанесенные в двух одинаковых зонах на 28 фишках 7 игровых символов, выстраивают фишки в непрерывную цепочку, и выигрывает тот, кто первым выставит все фишки. Играть могут каждый за себя или командой.

Являясь прекрасной развивающей логической игрой, данная

конструкция не развивает геометрических навыков объемного мышления, не требует от играющего экстремальности логического мышления, и, за исключением вариантов для дошкольного возраста, уровень ее красочности близок к нулевому.

Известен комплекс развивающих игр [2], где на базе разработанного автором алгоритма предложены варианты плоских и объемных игр, удовлетворяющие самым серьезным требованиям по сложности.

Действительно, вариант, использующий фишки типа домино, с пятью зонами на игровой поверхности и с шестью игровыми символами, сложен и по логической, и по геометрической составляющим, но, к сожалению, доступен для освоения не любому.

Необходимо отметить, что комплект, удовлетворяющий нормальным условиям игры, должен содержать 38 фишек, что значительно увеличивает ее стоимость.

Известна развивающая логическая игра [3], использующая фишки той же конструкции, что и предложенная игра (фиг.1), но с пятью типами игровых символов и с 14 фишками в наборе, причем доски не предусмотрены.

Она взята автором в качестве прототипа предложенной полезной модели как наиболее близкая по технической сути и достигаемому результату.

Задача, которую автор ставил при разработке предлагаемой конструкции, заключалась в том, чтобы как можно более простыми средствами добиться высокого игрового и обучающего результата для широкой аудитории играющих.

Это достигнуто в предложенной игре, содержащей набор из 24 игровых фишек типа домино с соотношением длин сторон в фишке 2:1. При этом информационная поверхность каждой фишки разделена на три зоны в виде равнобедренных треугольников. Шесть типов игровых символов размещены на фишках так, что набор составляют фишки со следующими наименованиями, где первая, вторая и третья цифры - соответственно символы, размещенные на левом малом, большом и правом малом треугольниках:

На фиг.1 представлена игровая фишка, одна из 24.

Игра дополнительно содержит комплект из нескольких типов досок, на которые в игре кладутся игровые фишки.

Заметим, что слов "три зоны в виде равнобедренных треугольников" достаточно, чтобы однозначно задать такое разбиение. Действительно, общая сторона двух треугольников не может выходить из каждого угла прямоугольника, тогда треугольников было бы минимум четыре. Значит, какой-нибудь из углов - он же прямой угол одного из равнобедренных треугольников. Если бы его боковая сторона была меньше ширины прямоугольника, остаток нельзя было бы разбить лишь на два треугольника. Остаток от этого треугольника разбивается на два равнобедренных треугольника единственным способом.

Вариантом игры является выполнение игровых символов 1-6 на фишках в виде окраса зон соответственно в красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый, темно-голубой и фиолетовый цвета, что существенно повышает различительные средства фишек и игровой ситуации в целом.

Новыми существенными признаками предложенной игры являются:

- 24 игровые фишки, составляющие их полный комплект;

- размещение 6 игровых символов по зонам так, что символы на малых треугольниках фишки являются соседними с символом на большом треугольнике в кольце символов, где символы 6 и 1 соседние;

- наличие в комплекте игры нескольких типов досок, на которые в игре кладутся фишки.

По мнению автора, предложенная модель при ее конструктивной простоте позволяет решать задачи по развитию как логического мышления, так и пространственного мышления, а также по развитию быстроты выработки решения.

Играют в предложенную игру, как правило, двое, но могут играть и трое, и четверо.

В процессе игры фишки прикладываются друг к другу так, что совмещаются отрезки границ треугольников одного символа (цвета) и образующиеся области одного символа - это квадраты или части таких квадратов (см. фиг.2 и 3).

Благодаря принципу построения набора фишек и вышеописанному правилу прикладывания фишек складывающиеся фигуры воспринимаются (в случае цветовых игровых символов) в красочных радужных переходах цвета, что существенно повышает уровень оценки игровой ситуации и облегчает принятие логического решения.

В игре-прототипе [3] того же автора также на фишках и, значит, на складывающихся фигурах граничат только соседние цвета, но соседние в ряду цветов, а не в кольце цветов. И красочности гораздо меньше. Не только потому, что цветов меньше - 5. Но и потому, что цвета там

неравноправны. Соотношение их площадей в наборе - 3:7:8:7:3 (максимум площади - для желтого цвета, 4 фишки без желтого - "плохие"). Поэтому фигуры воспринимаются глазом так, как если бы число цветов было посредине между четырьмя и пятью.

Главным недостатком игры [3] является малое число фишек в наборе - всего 14. Это не мешает игре быть высоко содержательной. Один из ее вариантов сложен настолько, что были только попытки игры по его правилам. Однако и они дали примеры игровых ситуаций, по сложности сопоставимые с труднейшими шахматными задачами. Но горстка из 14 фишек набора производит на свежего человека чего-то примитивного, совсем детского. И, как показало апробирование, детям кажется престижнее играть набором из 24 фишек.

По сравнению с игрой [3] предлагаемая игра с набором из 24 фишек и шестью цветами гораздо богаче логикой и красочнее. Ее партии не так скоротечны и более содержательны.

Соединение со специальными досками придает предложенной игре дополнительные положительные качества. Доски одного типа предписывают класть на них фишки "треугольниками на треугольники". Это помогает выполнять ту часть правила прикладывания, которая требует, чтобы одноцветными образовывались только квадраты и их части. Доски другого типа слабо окрашены, и фишки на них кладутся "цвет на цвет" - чтобы выполнялась и другая часть правила прикладывания. Получается же так, что логическая глубина игры увеличивается. При игре на доске сказывается влияние границы, и это также обогащает игру.

К настоящему времени отработаны и практически используются автором 13 вариантов игры с условными названиями: "Квадраты", "Полосы", "Заступы", "Отбиралки", "Двойные", "Кольца", "Уголки", "Пары", "Перестановки", "Цвета", "Сложные пары", "Цепочки", "Окна".

Но игра набором из 24 фишек сложнее, чем набором из 14 фишек. Без специального обучения, сразу, она доступна лишь начиная в среднем с 10-12 лет. Некоторые ее варианты - лишь с 15-16 лет. Значит, первая же ступень, которую надо преодолеть новичку любого возраста, оказывается слишком высокой. А это серьезное препятствие для внедрения игры в игровую практику.

Однако достаточно убрать из набора все 10 фишек, на которых есть один из цветов (по выбору играющих, имеется 6 способов этого), и получаем для оставшегося набора из 14 фишек варианты игры со сходными правилами: "Малые квадраты", "Малые полосы" и т.д. Эти варианты проще своих аналогов, два первых доступны начиная в среднем с 9 лет. Отработаны в практическом использовании автором и такие, каким нет аналогов при полном наборе; "Симметричные", "Квадос", "Рамки", "Перестройка".

Но и новую первую ступеньку можно разбить на две. Играющие выбирают какие-либо три соседних цвета (есть 6 способов) и отбирают из полного набора все 12 фишек с большими треугольниками этих цветов. Для такого "детского" набора правила двух первых вариантов игры упрощены до предела ("Детские квадраты", "Детские полосы"). Играть сразу могут дети начиная в среднем с 8 лет.

Кстати, поделив таким способом пополам полный набор фишек, его могут так использовать одновременно четверо.

Итак, для вариантов игры имеется два (а для первых - даже три) уровня сложности, что облегчает их освоение.

Пример варианта игры набором из 24 фишек: "Квадраты".

После раздачи и возможного обмена одной фишкой в конечном счете у каждого оказывается по 12 фишек (половина набора). Их надо сложить цвет к цвету на доске первого типа в одну фигуру (ее можно сдвигать), каждая фишка накрывает две клетки доски, треугольники фишки ложатся на треугольники клеток. Цель - больше полных одноцветных квадратов в фигуре. У кого больше, тот и выиграл (столько очков, какова разница). При равенстве (а оно бывает часто - в половине партий) 1 очко тому, кто первым перестал складывать. Есть вариант с блефом (похожим на тот, что в карточном покере).

Пример варианта игры набором из 14 фишек: "Малые полосы".

Каждую фишку своим ходом игрок может класть "цвет на цвет" на любую доску - как свою, так и партнера, приставляя там к фигуре. Но очки игроку идут лишь за квадраты на его доске. И только при условии, что он освободился от всех своих фишек. Если нет - каждая оставшаяся фишка засчитывается как квадрат на доске партнера. Полная фишка (то есть такая, что при ее выставлении образуется полный квадрат) дает и продолжение ходам, и возможность перехватить право хода. Но если игрок выставил фишку как неполную, а была возможность полной, партнер вправе наказать его. В частности, тогда, если игрок старался вторым освободиться от фишек, его отыгрыш обрывается. Есть обмены между фишками на руках и в запасах.

Набор фишек может изготавливаться так же, как и фишки домино - на литьевых машинах общего назначения в прессформах. В готовые

фишки вставляются, как это делается для детского домино, цветные вклейки.

В качестве символов могут быть использованы любые из известных, например, точечные числовые, или (для дальтоников) типы штриховки черным по белому, или цветовые, как предложено в варианте игры по п.2.

В настоящее время автором проводится работа по промышленному освоению игры.

Фиг.1 - общий вид фишки для произвольного случая игровых символов 1-6 и четырех последних фишек набора, приведенного в формуле полезной модели, а также кольцо символов, показывающее, что символы 1 и 6 тоже рассматриваются как соседние.

Фиг.2 - общий вид одной из 24 фишек набора для случая, когда в качестве игровых символов взяты цвета.

Фиг.3 - пример для варианта игры полным набором, из 24 фишек, "Квадраты". В итоговой позиции у игрока А в фигуре на его доске 9 квадратов (это максимум), в фигуре Б - 8 квадратов.

Фиг.4 - пример для варианта игры набором из 14 фишек, "Малые полосы". Это ситуация в партии (ход А). Хотя здесь всего 14 фишек, автору понадобились многие часы для анализа: на что тут может рассчитывать каждый из играющих.

Литература

1. Игра "Домино" производства ООО "Стеллар" (Ростов-на-Дону).

2. Патент России №2129035, МКИ: A63F, 3/00, от 20.04.99 г.

3. Свидетельство России №21024, МКИ: A63F, 3/00, от 20.12.2001 г.


Формула полезной модели

1. Настольная развивающая игра, содержащая набор из игровых фишек типа домино с соотношением длин сторон 2:1, информационная поверхность которых разделена на три зоны в виде равнобедренных треугольников с игровыми символами, отличающаяся тем, что набор состоит из 24 фишек с шестью типами игровых символов 1-6, размещенных на фишках так, что набор составляют фишки со следующими наименованиями, где первая, вторая и третья цифры - соответственно символы, размещенные на левом малом, большом и правом малом треугольниках:

(фиг.1), а игра дополнительно содержит комплект из нескольких типов досок, на которые в игре кладутся игровые фишки.

2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что в игровых фишках в качестве шести игровых символов 1-6, образующих кольцо символов, взяты соответственно цвета спектра красный, оранжевый, желтый, светло-зеленый, темно-голубой, фиолетовый.

ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Реферат:


Описание:










Рисунки:





MM1K Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины за
поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 28.06.2012

Дата публикации: 20.04.2013