Способ прокладки и реконструкции противопожарных минерализованных полос и устройство для его реализации

Классификация по МПК: A01B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2295371
Дата публикации: 
Четверг, Август 10, 2006
Начало действия патента: 
Пятница, Февраль 25, 2005

Изобретение относится к лесному хозяйству и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами, а именно для предупреждения распространения лесных низовых пожаров. Способ включает одновременное нарезание двух параллельных борозд с последующей их засыпкой. Засыпку борозд и образуемых при выглублении дисковых рабочих органов пропусков осуществляют смесью грунта с имеющимися на поверхности почвы горючими материалами. Объем смеси для засыпки регулируют путем изменения величины заглубления рабочих органов. Длину засыпки пропусков, образуемых при выглублении дисков, регулируют изменением скорости движения устройства. Способ осуществляется устройством, которое содержит раму и установленные вогнутой стороной вперед дисковые рабочие органы, закрепленные на шарнирно смонтированных на раме стойках. Устройство снабжено боковыми стенками, смонтированными на раме, и двумя загортачами, расположенными за дисковыми рабочими органами. Для изменения глубины хода дисковых рабочих органов их стойки связаны между собой шарнирно закрепленным талрепом. Такие технология и конструктивное выполнение позволят повысить надежность формируемых противопожарных полос и, следовательно, противопожарную безопасность лесов. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.



Изобретение относится к области борьбы с лесными пожарами, а именно к способам предупреждения распространения лесных низовых пожаров прокладкой и периодическим подновлением противопожарных минерализованных полос.

Известен способ прокладки и реконструкции минерализованных полос путем нарезки борозд или периодического удаления грунта из старых борозд с образованием отвалов грунта по бокам борозды [1].

Основным недостатком этого способа является низкая надежность полосы из-за пропусков, возникающих на ней на всю ширину полосы при выглублении плугов, например, ПКЛ-70, ПЛМ-1,3 и др. во время встречи их с препятствиями (пни, корни и др.). Этот недостаток сохраняется и при реконструкции (подновлении) полос. Кроме того, при реконструкции ухудшается надежность полосы из-за недостаточного количества грунта для присыпки лесных горючих материалов, так как плуг теряет способность заглубляться, поскольку зависает отвальными поверхностями на отвалах грунта по бокам борозды.

Наиболее близким аналогом изобретения в части способа является способ реконструкции противопожарных минерализованных полос в виде двух параллельных борозд с почвенным слоем между ними, заключающийся в периодической выемки грунта из одной борозды с укладкой его в смежную борозду с одновременным засыпанием вынутым грунтом неразрушенного почвенного слоя после предварительного увлажнения его водным раствором поверхностно-активного вещества (RU 2206352 С1, 20.06.2003) [2]. С каждой новой реконструкцией полученная таким способом минерализованная полоса характеризуется также снижением надежности, так как с увеличением глубины борозд становится труднее засыпать межбороздное пространство, которое с каждым годом зарастает более интенсивно и требует большего количества грунта и поверхностно-активного вещества.

Наиболее близким аналогом изобретения в части устройства для реализации способа является устройство для прокладки минерализованных полос, включающее раму и установленные вогнутой стороной вперед дисковые рабочие органы, закрепленные на шарнирно смонтированных на раме стойках (SU 1064876 А, 07.01.1984) [3]. По сравнению с лемешными плугами это устройство при встрече с препятствием обеспечивает непрерывность полосы, но при этом снижается ее эффективная ширина, так как осуществляется нарезка только одной борозды.

Задачей изобретения является повышение надежности способа прокладки и реконструкции противопожарных минерализованных полос.

Технический результат в способе прокладки и реконструкции минерализованных полос, заключающемся в одновременном нарезании двух параллельных, находящихся посредине полосы борозд с последующим их засыпанием вынутым грунтом, достигается тем, что пропуски засыпают накопленным перед загортачем грунтом, объем которого регулируется величиной заглубления почвообрабатывающих рабочих органов, а длина засыпки пропуска - скоростью движения устройства.

На фиг.1а показано устройство, вид сбоку; на фиг.1б - то же, вид спереди: на фиг.1в - то же, вид сверху; на фиг.2 изображено поперечное сечение минерализованной полосы; на фиг.3 - то же при наличии пропуска.

Устройство (фиг.1) представляет собой навесное комбинированное орудие с дисковыми и скребковыми рабочими органами и состоит из рамы 1 с боковыми стенками 2, двух дисковых рабочих органов 3 и двух загортачей 4. Дисковые рабочие органы 3 смонтированы на стойках 5, которые крепятся на раме шарнирно и связаны между собой талрепом 6.

Способ прокладки и реконструкции противопожарных минерализованных полос осуществляется следующим образом.

При движении устройства (фиг.1) дисковые рабочие органы 2, перекатываясь, заглубляются в землю и, подрезая, отбрасывают пласты грунта на боковые стенки устройства (2). Установленные за ними загортачи (3) подскребают грунт и напочвенный покров, перемешивают их между собою и образованной смесью засыпают борозды (фиг.2), а при отсутствии таковой засыпают образовавшийся пропуск (фиг.3), чем и сохраняют эффективную ширину полосы.

В зависимости от запаса лесных горючих материалов (ЛГМ) объем подаваемого грунта регулируется величиной заглубления почвообрабатывающих рабочих органов (3) с помощью талрепа (6): чем больше запас ЛГМ, тем больше заглубляют дисковые рабочие органы.

За счет потери времени на перемещение элементарной частицы грунта дисковыми рабочими органами (6) из борозды к боковой стенке, а также на возвращение ее по отвалу загортача назад в борозду происходит перенос этих частиц вперед по ходу движения устройства. И чем больше скорость движения, тем дальше грунт отбрасывается от борозды, что позволяет в итоге увеличивать перенос грунта и засыпать пропуски большей длины, сохраняя тем самым эффективную ширину противопожарной минерализованной полосы. Кроме того, созданные этим способом противопожарные минерализованные полосы не имеют борозд, что предотвращает водную эрозию почвы и дает возможность движению по ним автотранспорта.

При повторных проходах и реконструкции качество противопожарных минерализованных полос улучшается за счет большей степени перемешивания грунта с горючими материалами и более лучшей планировки загортачами боковых поверхностей, что создает более благоприятные условия для проезда автотранспорта в противопожарных разрывах по полосам. При этом почва по краям полосы уплотняется колесами автотранспорта, что увеличивает надежность полосы, поскольку уплотненный грунт препятствует росту травяной растительности.

Источники информации

1. Червонный М.Г. Охрана лесов. М.: Лесная промышленность, 1981, с 68.

2. RU 2206352 C1, 20.06.2003.

3. SU 1064876 А, 07.01.1984.


Формула изобретения


1. Способ прокладки и реконструкции противопожарных минерализованных полос, включающий одновременное нарезание двух параллельных борозд с последующей их засыпкой, отличающийся тем, что засыпку борозд и образуемых при выглублении дисковых рабочих органов пропусков осуществляют смесью грунта с имеющимися на поверхности почвы горючими материалами, причем объем смеси для засыпки регулируют путем изменения величины заглубления рабочих органов.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что длину засыпки пропусков, образуемых при выглублении дисков, регулируют изменением скорости движения устройства.

3. Устройство для прокладки и реконструкции противопожарных минерализованных полос, включающее раму и установленные вогнутой стороной вперед дисковые рабочие органы, закрепленные на шарнирно смонтированных на раме стойках, отличающееся тем, что оно снабжено боковыми стенками, смонтированными на раме, и двумя загортачами, расположенными за дисковыми рабочими органами, причем для изменения глубины хода последних их стойки связаны между собой шарнирно закрепленным талрепом.




MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 26.02.2007

Извещение опубликовано: 27.06.2008        БИ: 18/2008