Способ переработки нефтезагрязненного балластного щебня

Классификация по МПК: E01B

Патентная информация
Патент на изобретение №: 
2255167
Дата публикации: 
Понедельник, Июнь 27, 2005
Начало действия патента: 
Вторник, Март 9, 2004

Изобретение относится к переработке нефтезагрязненного балластного щебня, образующегося при эксплуатации железных дорог, а также при подбивке балласта, и может быть использовано при устройстве рельсового пути и при производстве строительных материалов. Способ переработки нефтезагрязненного балластного щебня заключается в том, что подвергшийся рассеву балластный щебень с размером зерен более 5 мм возвращают на подсыпку подъездных путей, а в выделенной фракции балластного щебня с размером зерен менее 5 мм определяют состав нефтепродуктов, отделяют фракцию балластного щебня, содержащую в своем составе 8% нефтепродуктов, транспортируют на кирпичный завод, разгружают, подают в приемный бункер и используют в качестве отощителя в производстве строительного кирпича. Технический результат заключается в создании нового более экономичного и экологически безопасного способа применения нефтезагрязненного балластного материала.



Изобретение относится к переработке нефтезагрязненного балластного щебня, образующегося при эксплуатации железных дорог, а также при подбивке балласта, и может быть использовано при укладке рельсового пути и при производстве строительных материалов.

Известен способ очистки материала основы дорожного покрытия от нефти и нефтепродуктов, включающий сбор загрязненного материала путем засасывания его воздухом, загрузку его в промывочную емкость, отмывку моющим раствором, содержащим поверхностно-активные вещества (ПАВ), удаление нефтесодержащей эмульсии и загрязненного моющего раствора, с последующей их очисткой путем разделения фаз, удаление выделенных нефтепродуктов и очищенного моющего раствора с повторным его использованием для отмывки, удаление шлама и выгрузку из емкости отмытого материала с использованием его по назначению (Патент РФ №2002100615; Е 01 Н 15/00; 2002 г.).

Недостатками указанного способа является включение в схему этапа отмывки щебня от нефтепродуктов моющим раствором, что повышает энергозатраты при осуществлении способа, а применение ПАВ ухудшает экологические показатели cпособа. Осадок, полученный при отмывке, удаляется в виде шлама и вывозится на полигон.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является способ очистки щебня рельсового пути при непрерывном приеме щебня и непрерывной его очистке в просеивающей установке, оборудованной вибрационным приводом (SU 485043, 25.09.1975).

Недостатком указанного особа является то, что при использовании просеянного щебня не используется тонкая фракция (менее 5 мм), она поступает в отвал или на захоронение на полигоне.

Задача: создание нового более экономичного и экологически безопасного способа переработки нефтезагрязненного балластного щебня.

Поставленная техническая задача достигается тем, что предлагается способ переработки нефтезагрязненного балластного щебня, заключающийся в переработке балластного слоя железнодорожного пути при непрерывном приеме щебня и непрерывной его очистке в просеивающей установке, подвергшийся рассеву балластный щебень с размером зерен более 5 мм возвращают на подсыпку подъездных путей, а в выделенной фракции балластного щебня с размером зерен менее 5 мм определяют состав нефтепродуктов, отделяют фракцию балластного щебня, содержащую в своем составе 8% нефтепродуктов, транспортируют на кирпичный завод, разгружают, подают в приемный бункер и используют в качестве отощителя в производстве строительного кирпича.

Пример осуществления способа.

При замене и очистке балластного слоя железнодорожного пути фракция щебня менее 25 мм подвергается рассеву на сите №5. В результате получается достаточно чистый щебень с размером зерен 5-25 мм практически не загрязненный нефтепродуктами. Эти фракции щебня возвращаются на подсыпку подъездных путей. Отсев балластного щебня с размером зерен менее 5 мм содержит в своем составе 8% нефтепродуктов (состав нефтепродуктов определяют на анализаторе АН-25 по методике к прибору). Этот отсев используется в качестве отощителя в производстве строительного кирпича. Содержащиеся в отсеве балластного щебня нефтепродукты подвергаются в окислительной среде обжига термическому разложению на углекислый газ и воду, а тяжелые металлы загрязняющих мазутов (Fe, V, Ni, Mn и др.) остаются в глиняной матрице и надежно замуровываются образующейся жидкой фазой при обжиге, что существенно снижает воздействие нефтепродуктов на окружающую среду, при этом увеличивая прочностные свойства керамического кирпича.

Заявленный способ обладает большим преимуществом, т.к. утилизация щебня по месту его образования сводится к простым, дешевым и безвредным операциям транспортирования и рассева, что одновременно повышает экономические и экологические показатели предприятий железной дороги. Номер сита (№5) выбран с той целью, чтобы обеспечить по ГОСТ 7392-85 размер щебня, используемый для подсыпки подъездных путей (5-25 мм) и получить отсев балластного щебня, удовлетворяющий по грансоставу требованиям, предъявляемым к отощителю для керамической промышленности (Мкр=2,16).

При данном способе отпадает необходимость складирования отсева фракции менее 5 мм на полигонах, что благоприятно сказывается на экологической обстановке и снижает себестоимость переработки.

Для использования отсевов фракцией менее 5 мм, в качестве отощителя при производстве керамического кирпича, дополнительных капиталовложений не требуется, т.к. вместо строительного песка в приемный бункер засыпаются отходы с фракцией менее 5 мм, далее технологический режим производства кирпича не отличается от традиционного режима.

Кроме того, при использовании балластного щебня возникают попутные эффекты: улучшается качество готовой продукции: улучшается качество готовой продукции - производимый кирпич имеет повышенную прочность на изгиб, улучшенную поверхность, уменьшение высолообразования; сокращается использование невозобновимых природных ресурсов (газ, нефтепродукты).


Формула изобретения


Способ переработки нефтезагрязненного балластного щебня, заключающийся в переработке балластного слоя железнодорожного пути при непрерывном приеме щебня и непрерывной его очистке в просеивающей установке, отличающийся тем, что подвергшийся рассеву балластный щебень с размером зерен более 5 мм возвращают на подсыпку подъездных путей, а в выделенной фракции балластного щебня с размером зерен менее 5 мм определяют состав нефтепродуктов, отделяют фракцию балластного щебня, содержащую в своем составе 8% нефтепродуктов, транспортируют на кирпичный завод, разгружают, подают в приемный бункер и используют в качестве отощителя в производстве строительного кирпича.




MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 10.03.2007

Извещение опубликовано: 20.02.2008        БИ: 05/2008